Пресс-релизы, почти по Карнеги

Александр Каталов

    Вы никогда не задумывались, почему программу вашего конкурента покупают хорошо, а вашу собственную - не очень? Почему название конкурирующего продукта у всех на слуху, а о вашем мало кто знает? Наконец, почему авторитетные компьютерные журналы регулярно публикуют хвалебные отзывы о различных программах, но вашу обходят стороной?
    Думаю, не нужно говорить о том, что программный продукт должен быть хорошим. С минимальным количеством ошибок, приятным интерфейсом, хорошей документацией и так далее - без этого не обойтись в любом случае. Однако никакая, даже самая профессиональная программа не продает сама себя - необходимо приложить массу усилий, чтобы достичь коммерческого успеха.
    Одним из наиболее эффективных (по соотношению цена/результат) методов маркетинга является рассылка пресс-релизов редакторам компьютерных журналов. К сожалению, очень мало авторов его используют - в основном потому, что средства массовой информации окружены ореолом таинственности (как за рубежом, так и у нас в России). Надеюсь, мне удастся хоть немного эту таинственность развеять...

Мифы и реальность

    В области пресс-релизов существует множество мифов. Давайте попытаемся проанализировать наиболее распространенные из них.
    Миф 1. Редакторы не станут публиковать пресс-релиз такой маленькой и малоизвестной фирмы, как моя.
    Истина такова. Редакторы в первую очередь заинтересованы в успехе своего издания, который определяется двумя основными показателями: количеством подписчиков и количеством рекламодателей. Редакторы знают, что количество подписчиков будет увеличиваться (или, по крайней мере, - не уменьшаться), если они регулярно будут сообщать своим читателям о всяких интересных новинках - таких, например, как ваша программа. Кроме того, они верят (наивные), что если напечатают вашу информацию и эта публикация вызовет интерес у читателей, то вы решите продолжить сотрудничество именно с их журналом и разместите там платную рекламу.
    Миф 2. Редактор не захочет публиковать мою программу, потому что она распространяется как shareware.
    Увы, в этом есть доля истины. Авторы shareware-программ тратят не слишком много денег на покупку рекламного пространства. Поскольку в интересах редактора - привлекать авторов программ в качестве рекламодателей, вольно или невольно они предоставляют гораздо больше места коммерческим программам. В ваших же интересах использовать пресс-релизы для увеличения продаж, а не просто для увеличения количества скачиваний "пробных версий". И ваш пресс-релиз должен описывать возможности именно ПОЛНОЙ (зарегистрированной) версии вашей программы (особенно если она имеет отличия от бесплатной).
    Лучше всего, если при описании вашей программы в пресс-релизе вы напишете что-то вроде "с сайта <...> вы можете загрузить trial-версию программы". Кстати, насколько мне помнится, известный мэйлер The Bat! (одна из наиболее успешно продаваемых за рубежом программ отечественного происхождения) давно уже не называет себя "shareware" - везде употребляются аналогичные формулировки. А как вам Microsoft Money - типичная "шароварная" программа: качай, пользуй, потом плати! Я уж не говорю о "Quake". И нигде ни слова о shareware... Кроме того, в разговорах с издателями "коробочных версий" я тоже не раз встречал подобное: "Ах, "шаровары"... Ну так и продолжайте торговать через свой Интернет". В каждом номере журнала "Computer Shopper" размещаются (бесплатные!) обзоры сотен коммерческих программ, но при этом всего две страницы уделяется "шароварам"! Так что в пресс-релизах, отсылаемых в журналы, лучше избегать термина shareware.
    Миф 3. Необходимо быть экспертом, чтобы написать хороший пресс-релиз.
    На самом деле, разработчик - лучший кандидат на написание пресс-релиза о собственном софте! Вы же знаете его снаружи и изнутри лучше всех.
    Нужны примеры? Отправьтесь в библиотеку и наберите там "Byte", "PC Magazine", "Windows Magazine". Или сходите в Сеть - посмотрите онлайновые версии вышеупомянутых журналов. Поверьте, написать пресс-релиз совсем не сложно. Во всяком случае, не сложнее, чем написать собственно программу и документацию к ней.
    Конечно, есть некоторые "правила" (достаточно условные, но тем не менее) - что нужно для того, чтобы рассылка пресс-релиза была успешной, но об этом в двух словах не расскажешь... Можете сходить на сервер компании DP Directory - там вы найдете отличное руководство по этому вопросу.
    Миф 4. Мне нужна профессиональная PR-фирма, чтобы пресс-релиз был напечатан.
Конечно, профессиональные пиары (от PR - public relations) имеют более близкий контакт с редакторами. Но редакторы прекрасно понимают, что эти парни являются просто наемными работниками, не более того.
При рассмотрении поступивших пресс-релизов редакторы подходят к ним со следующих точек зрения:
- хороший ли это софт?
- стоит ли моим читателям про него читать?
- много ли мне придется затратить сил, чтобы привести этот пресс-релиз в божеский вид?
    И только с точки зрения этих подходов вы на самом деле "играете на одном поле" с крупными "пиарами". Кто именно отослал пресс-релиз - профессионал или любитель - не имеет значения. Мало того, есть вероятность "налететь" на редкостный непрофессионализм, особенно если вы решили иметь дело с российским PR-агентством...
    Миф 5. Это вопрос удачи. Никто не может управлять тем, какие пресс-релизы будут опубликованы в тех или иных журналах.
    Ваши конкуренты только потому и получили большую известность, чем вы: они посылали свои пресс-релизы в компьютерные издания, а вы - нет. Ведь редакторы не разглядывают другие (чужие) журналы в поисках описаний ваших программ и по shareware-сайтам тоже не слишком часто лазают (не чаще, чем мы с вами). И вовсе не потому, что они настолько ленивы, -просто у них хватает других дел (например, обрабатывать материалы, присланные вашими конкурентами).

Вопросы и ответы

    Хотят ли компьютерные журналы получать пресс-релизы по e-mail?
    Определенно. Описания новых продуктов всегда приветствуются. Если пресс-релиз понравится редакции, то существует даже некоторая (вполне приличная!) вероятность того, что его просто опубликуют "как есть", не добавив от себя ни строчки. А может быть и так: отдадут его на разработку обозревателю, дав вводную - нужно переделывать или нет, стоит ли запросить больше информации и т. д. В любом случае, это куда удобнее и быстрее, чем просматривать shareware-apхивы, скачивать с них новинки, инсталлировать их, смотреть в работе... А потом писать обзор. Редакторы - люди занятые. А тут всего несколько щелчков мышью - и готов материал.
    А вообще, у каждого издания своя политика в этих вопросах. Как это ни удивительно, но западные газеты и журналы (компьютерные -о других ничего не могу сказать) значительно чаще отечественных грешат тем, что перепечатывают полученные от разработчиков/дистрибьюторов данные без аналитического осмысления и редакторской правки. Сравните, например, "родной" "PC Magazine" с его российским собратом или "PC Week" с "PC Week/RE", или "PC World" и "Мир ПК". Мне кажется, сравнение будет далеко не в пользу первых (не удержусь от замечания, что "Компьютерра" в этом отношении вообще уникальна: почти все материалы в ней авторские).
    Не будет ли мой пресс-релиз рассматриваться как спам?
    Нет. У журналов есть редакторы, и вы связываетесь с ними по поводу компьютерных продуктов. На самом деле, они (редакторы) напрямую зависят от вас -точнее, от того, что вы делаете! Конечно, если очень надоедать многочисленными неудобоваримыми пресс-релизами, очень скоро они будут попросту фильтроваться и без прочтения удаляться с серверов.
    Какой отдачи можно ожидать от рассылки?
    Будьте готовы к тому, что на тысячи посланных писем придут десятки, а то и сотни стандартных отписок, auto-replay, ошибок, связанных с проблемами mail-сервера, а то и "Пожалуйста, удалите меня из своего списка рассылки".
С другой стороны, будет и положительный feedback. У кого-то возникнут вопросы; кто-то попросит вас прислать ему полную версию программы; кто-то поинтересуется, какие еще программы у вас есть. А некоторые издания просто перепечатают ваш пресс-релиз вообще без изменений, даже не связавшись предварительно с вами. Вы обнаружите это несколько позже - когда вынете из почтового ящика пахнущий типографской краской номер "PC Magazine"... или когда очередной заказчик вашей программы в графе "Откуда вы узнали о программе" укажет какой-то ранее не известный вам журнал.
    Есть ли у пресс-релизов преимущества перед рекламой?
    Безусловно. Во-первых, когда кто-то видит вашу рекламу, он совершенно четко осознает, что вы потратили на это деньги. Опубликованная новость рассматривается обычно как мнение "со стороны", и к ней гораздо больше доверия. Во-вторых, рассылка пресс-релиза значительно дешевле рекламы. В-третьих, пресс-релизы гибче обычной рекламы -с их помощью гораздо легче заинтересовать читателя в вашем продукте.
Кстати, пресс-релизы публикуются не только в новостных разделах, но и в других рубриках -о новых продуктах, новых технологиях и т. д. Особенно если они не просто перепечатываются, а снабжаются комментариями редактора, или редактор берет посланный вами пресс-релиз за основу и переделывает его в соответствии с редакционной политикой и общей идеей соответствующей рубрики.

Несколько советов

    При наличии достаточного количества свободного времени я бы порекомендовал заиметь список редакторов журналов (можно купить) и сделать рассылку самостоятельно.
    Начинать, конечно, достаточно сложно... Придется перерыть кипы журналов, выискивая уже опубликованные обзоры по нужной тематике, порасспрашивать друзей, порыться в визитных карточках, набранных на очередной презентации продуктов от Microsoft... Ну, и "на закуску" - посетите адрес www.sharewaredevelopers.corn/press.html, оттуда совершенно бесплатно можно скачать около 130 адресов.
    Далее, запустите "пробный камень" - свой первый пресс-релиз. Затем нужно отбраковать все адреса, которые не существуют или с которых пришли просьбы "больше такого не делать". Особо отметьте те, на которые пришел хоть какой-то положительный отклик, например: "а кто ты такой" (подобные вопросы можно проигнорировать, но адрес, естественно, оставить), тем более - "напишите подробнее" или "пришлите серийный номер".
    Если же вы все-таки решили купить готовый список (очень разумно), то учтите: никогда нельзя это делать "вслепую" (брать просто "список для рассылки пресс-релизов") - вам вполне могут умышленно или неумышленно подсунуть адреса главных редакторов периодических изданий штата Небраска или адреса журналов для кролиководов-любителей. В общем -постарайтесь выяснить структуру того, что вам предлагают! И главное: это должны быть не просто адреса электронной почты - должна прилагаться информация о том; кому они принадлежат; лучше всего, если там будут имя/фамилия, должность и место работы.
    Кстати, поищите имя фирмы, которая предлагает вам подобный список, через основные поисковые машины: вы вполне можете найти где-нибудь рассказ покупателя, который уже воспользовался подобной услугой. В UseNet такие истории совсем не редкость. Как success stories, так и ругательства типа "потратил кучу денег, а толку никакого".

Ленивым на заметку

    Есть компании, которые могут сделать за вас буквально все - и написать пресс-релиз (включив туда даже преимущества вашего продукта перед конкурентами), и разослать его, и обработать отклики. Естественно, это обойдется дороже, но рекомендую рассмотреть и такой вариант, особенно если у вас трудности со временем (или нужно сделать рассылку очень срочно, приурочив ее к какому-то событию).
    Например, в службе DP Directory (www.dpdipectory.com) за 250 долларов вам напишут сам пресс-релиз и за 99 отошлют его по более чем тысяче адресов четырехсот пятидесяти трех изданий. За дополнительные 99 долларов вы можете сообщить о себе редакторам телевизионных и радионовостей, а еще за полторы сотни ваши новости прочтут полторы с лишним тысячи редакторов изданий "общего характера" - с охватом аудитории от Африки до Аляски. Кстати, эта компания предлагает еще один уникальный сервис (причем бесплатно, но только для членов Association of Shareware Professionals) - они регулярно просматривают несколько десятков компьютерных изданий и собирают ссылки на опубликованные в них обзоры с упоминанием вашей программы.

Ну, и зачем все это нужно?

    И вправду - зачем? Конечно, проще всего закинуть свою программу на сотню-другую sharewaге-сайтов и после этого ждать, пока десятки тысяч потенциальных покупателей остановят на ней свой взгляд; пока тысячи из них ее скачают; пока сотни из этих тысяч рискнут-таки установить и запустить ее на своем компьютере. И пока (если повезет) десяток пользователей решит-таки ее оплатить. Может быть, вам повезет, и один из этих честных и трудолюбивых пользователей окажется вдруг обозревателем уругвайской редакции "PC Software Worldwide" и любезно предложит вам в обмен на регистрацию напечатать обзорчик вашей программы в своем журнале...
Хотите - ждите. Дело ваше. А лучше - прочтите-ка еще раз первый абзац этой статьи...
Кстати, рассылка вашей программы по shareware-архивам - это тоже непросто! Но об этом уж как-нибудь в другой раз.

    При подготовке этой статьи были использованы материалы, предоставленные Элом Харбергом (Аl Harberg), президентом фирмы DP Directory.
Его компания уже одиннадцать лет помогает разработчикам (и не только им) в распространении продуктов. А до этого Эл Харберг восемнадцать лет работал в двух крупных компаниях (входящих, кстати, в список Fortune-100), занимаясь маркетингом.

Компьютерра # 45 o 17 ноября 1998 г.